Kromak (kromak) wrote,
Kromak
kromak

Categories:

НУЖНЫ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГУ?

18.2.1988
Частично напечатано- «Советская Культура» 29.03.1988 №38(6450)

НУЖНЫ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГУ?
Размышления по национальному вопросу...

Прочитал статью Я.Мустафина «Мы нужны друг другу»,и вспомись некоторые мысли
к вопросу об интернационализме...

В первый раз, понятие «национальность», я примерил, когда в пятом классе учительница поручила дежурному ученику взять журнал Успеваемости. И мы все,до этого, просто мальчики и девочки, вдруг , с большим интересом, узнали, что помимо двоечников и отличников, тихонь и хулиганов, мы все – ЕЩЁ и русские , украинцы, грузины, евреи , литовцы, татары, и т.д....
И ,если , первое (успеваемость) можно изменить прилежанием или наоборот, и оно имеет отношение к собственной воле, то «национальность»- это,что-то совершенно окончательное, и никак не зависит от личных добродетелей...

Конечно, тут же нашлись знатоки, которые просветили-,что грузины – ходят в огромных кепках, и смешно говорят (и можно показать, как ...); -украинцы --куркули и жмоты, и их классно дразнить; армяне—обманщики ; евреи—жадины, и букву «Р» не выговаривают; и т.д...(.Интересно ,что про «русских», почему-то ничего не помнится?!.)..
И , хотя до этого у нас в классе никто не подпадал под эти «национальные » характеристики, расходились в тот день из школы мы уже другими...

Конечно, и до этого дня, все знали и рассказывали друг другу анекдоты о том, как грузин...,или армянин...,или еврей...,и т.д. и т,п.
Но,одно дело, когда глупое, некрасивое или смешное положение, в которое попадают «герои» анекдотов касается кого-то абстрактного, и совсем другое, когда всё «это» можно легко привязать к соседу по парте, потому, что он ТОЖЕ грузин, армянин, хохол и .... «....а они все такие...».

И всё. Ничего БОЛЬШЕ объяснять не нужно.

Понятие того, что «национальность » к характеристике человека имеет такое же отношение, как вчерашний дождь к возникновению изжоги, пришло попозже, когда жизнь научила видеть добро, ценить самопожертвование и верность.
А тогда, в пятом, и годы потом, мы знали, что есть быстрый способ оскорбить и унизить, надёжно и безапеляционно -- « ВЫ ВСЁ ТАКИЕ!!!...»

И с того пятого, мы расходились после школы уже по национальному признаку...

Произошло автоматическое вытеснение в национальное окружение, где можно было быть гарантированным от беззащитности, от неизвестно чего...

За детством пришло отрочество, и кое-чего уже понималось, но, наступило время заполнять всяческие бюрократические бумаги, долженствующие «оценить» человека на все сто.
И оказалось, что «национальность» есть узаконеная и, более того, необходимая, если не основная, характеристика человека.

Оказалось,что если в характеристике выданной, например, для вступление в ОСВОД или кружок кройки и шитья, не окажется указания о национальности,то надёжность будущего члена коллектива достаточно проблематична...

И, что интересно, хотя мне нигде и никогда не попадалась инструкция по написанию , например, характеристики в члены ВЛКСМ, но когда я не делал указание о национальной принадлежности кандидата, бумаги возвращали ввиду отсутствия полноты информации.
Стоит ли уточнять,что подобный «опыт», укрепил меня в осознании, что национальность -есть необходимый признак оценки человека.

Дальше были годы учёбы ,армии, опять учёбы, и в каждом новом , незнакомом коллективе, первые группы более тесного общения возникали по национальному признаку.
Особенно заметно это было в коллективах, где нац. представительство составляло 2-4 человека.
Потом, когда группа притералась, порой через годы, происходила переоценка , : этот – надёжен, а тот – враг..
.Появлялись товарищи и друзья, которые напрочь отметали «основополагающий принцып».

Но, и через годы испытанной дружбы, человек, который вчера был готов ради друга и в огонь, из-за случайного слова или некорректно рассказанного анекдота, задевающего национальное достоинство (или только таковым кажущимся), мог навсегда отдалиться; или даже стать врагом.
Ведь близким мы прощаем с трудом..
.
Значит  всегда дремлет призрак нац. осторожности, любо пестуемый бюрократической (или?) системой .
И ,значит, правы те, кто шепчет: ...слесарю-слесарево.

Что интересно,за все годы  почти не возникало сомнений в «правильности » этого положения.
Ведь в официальной версии ,это озвучивается, как национальное самоопредиление (?).
То есть ,что-то ,вероятно, предполагающее положительный контекст...

А для верности,и в подтверждение, зафиксируем во всех личных и не личных документах.
Категорию.
И для статистики   очень удобно.,-в каждой республике, в каждой организации, в каждом коллективе в любой момент можно проконтролировать выдерживается ли представительство по нац. признаку; и обеспечивается ли рост национальных (?) кадров за отчётный период.
Какие претензии к национальному ущемлению, когда «...у нас на столько- то % , столько- то вон представителей...».

Ни в одном иностранном паспорте, который я видел, и ни в наших загран. паспортах, нет такой категории как «национальность».
Все вполне обходятся –«гражданством».
Гражданин США, гражданин Коста –Рики или Кирибати...

Глупо утверждать, что отмены «национальность», достаточно для предотвращения межнациональных (?) трений.
Ведь только взглянув,например, на Луи Армстронга,ни у кого не возникает сомнений в том, что его предки родом из Африки...И в каждом обществе найдётся сколько-то, скажем так, не сильно продвинутых личностей, которые неприменут этим упрекнуть...

Для меня было откровением узнать, что в ЧССР, в этом большом многонациональном котле, где есть представители со всей Европы и не только, как говорят мои чешские знакомые, интересоваться национальностью кого бы то ни было, запрещено законом. А при составлении статистических сводок, этот вопрос каждый решает для себя индивидуально.

Да конечно, моральная обязаность порядочного человека уважать свои корни, по меньшей мере. Гордится предками. Знать культурные традиции того народа, что формировал духовный мир родителей, дедов-прадедов в течении веков. Это- прилично.

Но я никогда не поверю, что 6-7 букв проставленных паспортисткой и заверенных гербовой печатью , сделают большим грузином моего знакомого, три поколения предков которого живут в Карелии, и  который даже поздороваться по-грузински, к сожалению, уже не может.
БОльшим, чем армейский товарищ и «русский» Калашников, что и за два года службы в России, не сумел «избавиться »от острого грузинского акцента.

Наша страна такая большая,и люди сумели так перемешаться , что о многих (если не о всех) с уверенностью и не скажешь, какой он национальности, и кто более его предки...

Да и зачем?
Невозможно, на мой взгляд, одной рукой голосоватьза за всеобщее братство, а другой разделять по непотятному признаку, всячески его подчёркивая.
По- моему, можно говорить ,в крайнем случае, о нации ,т.е. общности людей , объединённых одной территорией, языком, местными традициями.

В конечном итоге, именно они формируют человека, и в какой-то мере, могут его характеризовать.
Но и разделение на нации в итоге, то же –разделение.
До тех пор, пока наши знания друг о друге будут исчерпываться народным творчеством в рамках анекдотов, паспортной характеристикой и объёмом кулинарной книги, о подлином уважении и дружбе говорить , пожалуй рановато.

А именно в этом,собственно, и заключается интернационализм.


Tags: Сексуальные отношения с мозгами., межрасовые отношения, прикладная психология
Subscribe

Posts from This Journal “Сексуальные отношения с мозгами.” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments