Kromak (kromak) wrote,
Kromak
kromak

Category:

...это опасно — когда недавно услышанное или увиденное начинает везде попадаться ?

Феномен Баадера — Майнхофа

Феномен Баадера — Майнхоф (англ. the Baader-Meinhof phenomenon), также иллюзия частотности (англ. frequency illusion) — это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

В AdMe.ru, самоуверенно утверждают, что они с этим разобрались ...
А меня, как-то не убедило.
Личный опыт не позволяет принять  только эту версию.




"...У вас бывает такое, что вы думаете о каком-то человеке — и он вам вдруг пишет? Или вы постоянно ловите моменты, когда на циферблате одинаковые числа? Или, к примеру, рассуждаете о поездке в другую страну и вокруг только и слышите, что разговоры о ней. В эти моменты невольно начинает казаться, что существует некий судьбоносный алгоритм, на путь которого вы встали, и он вот-вот приведет вас к лучшему варианту вашей жизни. Но так ли это на самом деле?

Мы в AdMe.ru разобрались в этом загадочном сговоре судьбы и сейчас вам все объясни

У этого чувства есть научные причины

Добро пожаловать в мир феномена Баадера—Майнхоф. Или давайте отбросим пугающее немецкое название и назовем это красивее — в мир частотной иллюзии. Это искажение нашего мышления, когда после получения некоей новой информации нам начинает казаться, что она появляется повсюду, даже там, где по логике ее быть не должно. Мы воспринимаем все это как невероятное совпадение, а в тяжелых случаях превращаем в навязчивую идею, паранойю или даже видим божественное обращение.

Как вы поняли по слову «иллюзия», все это нам, разумеется, только кажется. Возникает такой эффект против нашей воли из-за 2 особенностей человеческого мышления:


  • Наше внимание позволяет сознанию отбирать для обдумывания лишь ту информацию, что актуальна сейчас. Все остальное отбрасывается. Из-за такого фокуса внимания в голове и застревает определенная деталь, которую мы вдруг начинаем замечать повсюду.

  • Есть такое опять-таки искажение нашего мышления, как склонность к подтверждению своей точки зрения. Грубо говоря, какую бы информацию мы ни получили, мы стараемся ее «подогнать» под собственные мысли, и так даже самые абсурдные предположения могут превратиться в правду в рамках наших суждений. Например, вы проходите мимо группы ваших коллег, а они смеются над какой-то шуткой. Но вы уверены, что — о боже! — они смеются над вами. Тот же механизм срабатывает, когда вы слышите или видите что-то вновь и вновь, — вы невольно все додумываете в своей голове.

К примеру, культовый фильм французской новой волны «Клео от 5 до 7» целиком построен на этом явлении. У героини подозревают рак. Для подтверждения или опровержения диагноза ей нужно подождать всего лишь с 5 до 7 вечера. За эти 2 часа она успевает получить странное предзнаменование от гадалки, услышать несколько рассказов на тему смерти, разбить зеркало, посмотреть фильм про катафалк и даже встать в пробку рядом с магазином африканских масок смерти. Налицо действие частотной иллюзии: в эти 2 часа она постоянно думала про плохой диагноз, отчего ее сознание отбирало образы лишь на эту тему, «подгоняя» их под ее страшную теорию.


  • Еще одна причина довольно банальна: люди забывают о такой вещи, как вероятность. К примеру, если вы приедете в Лос-Анджелес испытать свое счастье на актерском поприще и вдруг под вашим гостиничным окном пройдет Стивен Спилберг, вы наверняка сочтете это за особый знак. А тем временем, если Спилберг работает в Голливуде, он мог действительно просто пройти под вашим окном — шансы невелики, но они есть, не стоит об этом забывать.

В чем опасность эффекта и почему его нужно сразу пресекать

Хоть и возникает частотная иллюзия, как мы уже сказали, против нашей воли, остановить ее все же можно. И нужно. Вот почему:


  • Совпадения и склонность к подтверждению своей точки зрения могут привести к ложным мыслям / целям и необратимым последствиям. К примеру, вы думаете навестить по делам старуху-процентщицу из дома на Средней Подьяческой, размышляете о ее особе и вдруг невольно начинаете слышать разговоры разных людей о ее паразитирующей жизни, что в итоге подталкивает вас на убийство.

  • Вы можете стать жертвой рекламных кампаний. Да, это банально, но многие компании используют частотную иллюзию в своих маркетинговых интересах: яркие логотипы, запоминающиеся слоганы, различные форматы, начиная от рекламы в соцсетях и заканчивая видео в кинотеатрах, — все это способно заставить человека совершенно безотчетно думать о конкретном товаре или услуге. Постоянно замечая детали этого предложения в течение дня, вы будете полагать, будто все совпадения указывают на то, что вам непременно нужно совершить покупку.


Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-eto-opasno-kogda-nedavno-uslyshannoe-ili-uvidennoe-nachinaet-vezde-popadatsya-1941815/ © AdMe.ru

Tags: Принесло набежавшей волной, прикладная психология
Subscribe

Posts from This Journal “прикладная психология” Tag

  • Самое плохое решение в истории...

    "...Когда на одном из Американских сайтов был задан вопрос “Какое самое плохое решение в истории было принято человеком?”,…

  • О диалектике вакцины и государства...

    "Не думал, что при жизни мне придется еще воспользоваться "Тезисами марксизма-ленинизма", а вот пришлось. Государство- это…

  • Нормальный мужик...

    Попался ролик на Ю-тубе: -толпа индюшек переходит автотрассу: https://www.facebook.com/watch/?v=838662506936479 Понятия не имею, чего их…

  • Улыбка Провидения.

    Сегодня пол ночи провёл в обществе двух Президентов. Причём одним из них был американский. В исполнении Дональда Трампа. Разумеется, что во…

  • Об уважении и "равенстве".

    Сакральный вопрос четвёртого стакана: "- А ты меня уважаешь?..." Чаще "Нет", чем "Да". Всё просто: -для моего…

  • The Day of the Triffids. 2020

    Автор фото: Сегей БЕЛОЗЁРОВ СИДИМ. "Карантиним" , как предписано. Я вполне поддерживаю такие учения в мировом масштабе. Думаю, их…

  • Вызыватель дождя

    Когда невозможно повлиять на ситуацию, надо измениться самому, и тогда обстоятельства подстроятся сами — Значит, так, — мальчик…

  • Эксперимент Милгрэма

    Является одним из наиболее известных психологических экспериментов. Впервые поставлен в 1963 г. психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского…

  • ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ ХУЖЕ БОЛЬШЕВИЗМА

    ВЛАДИМИР БУКОВСКИЙ: ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ ХУЖЕ ЛЕНИНИЗМА Русский писатель-диссидент Владимир Буковский (это про него была частушка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments