?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Японцы вслушиваются в несказанное и любуются невидимым, они мастера намека и подтекста, чувствуют прелесть недоговоренности.
Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия - саби, ваби, сибуй и югэн.
Первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, а
югэн - навеяно буддийской философией.
Без этих понятий пытаться понять японскую культуру бессмысленно. В традиционной японской эстетике саби, ваби, сибуй и юген определяют сущность прекрасного.



Саби- дословно означает ржавчина.
Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук.
Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста.
Их привлекает темный цвет старого дерева и замшелый камень в саду.
Категория саби выражает связь искусства с природой.
Со временем, с его печатью.


Чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь.


Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины.
С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. А чашка станет совершенной, после того, как глазурь покроется изнутри сеточкой трещин.


    
...или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины.

. Ваби — это отсутствие нарочитого, красота простоты.


 

С этим понятием связана практичность, функциональность и утилитарная красота предметов.
Красота и естественность для японцев - понятия тождественные.
Все, что неестественно, не может быть красивым.
Ваби мост между искусством и повседневной жизнью. Понятие ваби очень трудно объяснить словами, его надо почувствовать. Ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного.

Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность.
Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта.
Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты.
Практичность, утилитарная красота предметов - вот что связано с понятием ваби.




Ваби и саби со временем стали употребляться как одно понятие — ваби-саби, которое затем обрело более широкий смысл, превратившись в обиходное слово сибуй.

Японец на вопрос, что такое сибуй, ответит - то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым.
Сибуй — это красота, заключенная в материале при его минимальной обработке, и практичность изделия.
Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
На протяжении столетий японцы развили в себе способность распознавать и воссоздавать качества, определяемые словом сибуй, почти инстинктивно.
В буквальном смысле слова сибуй означает терпкий, вяжущий. Произошло оно от названия повидла, которое приготовляют из хурмы.
Сибуй - это красота простоты плюс красота естественности.
Кинжал незачем украшать орнаментом. В нем должна чувствоваться острота лезвия и добротность закалки.
При минимальной обработке материала - максимальная практичность изделия - сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
Сибуй - это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью. Все искусственное, вычурное несовместимо с этим понятием.
В этом, как видится, основное отличие японского стиля, от китайского.






Юген — недосказанность, красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.
Кенко Ио-шида в XVIII веке писал: «У всех вещей законченность плоха, лишь неоконченное дает радостное, расслабляющее чувство».
Предмет, который завершен, неинтересен, изменчивость природного пропадает в законченности.
Японское искусство отрицает и симметрию - она воплощает в себе повторение.



Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
Это и есть четвертый критерий японского представления о красоте.
Югэн- воплощает собой мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности.







Заложенная в природе Японских островов постоянная угроза непредвиденных стихийных бедствий сформировала у народа душу, очень чуткую к изменениям окружающей среды.


Буддизм добавил сюда свою излюбленную тему о непостоянстве мира.
Обе эти предпосылки сообща привели японское искусство к воспеванию изменчивости, бренности.
Увидеть в недолговечности источник красоты сумели, пожалуй, лишь японцы. Не случайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру.


Всеволод Овчинников. "Ветка Сакуры: Четыре мерила прекрасного", 1975 г.

Posts from This Journal by “Арт-тик” Tag

  • Озеро Иаакова

    ...И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы восходят и нисходят по ней. И вот... В ночь 26-:-27…

  • Луиз Буржуа . 2017

    8-го сентября откроется выставка Дама известная. И давно не с нами... Титл выставки: "Двое". Которые? "Мужчина и Женщина"?…

  • ...и музыка застыла...

    Это редкий случай, когда очередной архитектурный вы*бон , "вызвал во мне живой интерес". Настолько живой, что если бы имело смысл о…

  • Осколки искусства возрастом за 3000 лет.

    Периода "египетско-ханаанской дружбы". Где-то от 3500 до 1300 года до Новой Эры. Открывается новая экспозиция. Много всякого-разного....…

  • заГробье

    Это совсем не то, что вам показалось на первый взгляд. Ни какой эротики. То есть-совсем ни какой. Это - гробы. Без постояльцев ( а, интересно, куда…

  • Вчера , 08.04 умер Пабло Пикассо.

    . Pablo Picasso. Moisey Altschuler-1997. Правда это было 42 года тому назад. Газета сообщила. Как веху. фото:, Getty Images А мне так и…

  • Строят Искусство.

    Картинки с (ещё не) выставки стекла,... стекло,... стекает...…

  • 32 млн. человек не ошиблись...

    ...эти ребята, действительно, круты: Интересно, сколько смычков они меняют за концерт?

  • Вот чего можно добиться...

    ...если не мыть руки : И, посуду:

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow