«Новости недели» 03.08.2000
Р.Кудлис
Кнут и пряник, или некоторые размышления по вопросу любви к детям, с воспоминаниями и лирическими отступлениями.
Человечество живёт уже так давно, что успело выработать и испытать с достаточной степенью надёжности, многие принципы своего существования.
И, в первую очередь, такие основопологающие, как взаимоотношение полов, отношение к старости, воспитание детей и т.д.
Собственно всё это отрабатывалось на триллионах поколений живых существ, вплоть до амёбы.
Отрабатывалось, пока не было выбрано самое действенное, надёжное, быстрое для достижения успеха (а успехом являлась, всего лишь – Жизнь):
кнут и пряник.
Миллионы лет эволюции утвердили этот принцип.
Даже безмозглый куст чувствует, и не тянется в ту сторону, где будет больно.
Он,вероятно, вырастет однобоким. Но вырастет!
И пусть мои дети вырастут такими же однобокими- без жлобства, подлости, хамства....
Сейчас, модная тема для трёпа в СМИ- насилие.
Вероятно политические проблемы на данном этапе вызывают определённые сомнения у «творцов общественного мнения», а бурление страстей нельзя пригашать ни в коей мере.
Поэтому позудим о насилии.
И, как о самом святом -о насилии над детьми.
Уже многие сделали успешную карьеру на этой теме. А сколькие ещё сделают!
И вот, катятся волнами по стране всенародные протесты .
Возмущёные праведным гневом, поднимают на колья мерзавцев и т. д.
С мерзавцами- я за!
Мерзавец, подлец, преступник должен быть наказан. И жестоко.Но...
Тут самое место для лирического отступления.
Лирическое отступление 1
Уж как нам хочется быть похожими на «богатеньких американских родственничков», уж как хочется!
У них так, а мы вот ещё такее сделаем !
Забывая при этом, что американский опыт это пожалуй последнее, что следует принимать в расчёт, для серьёзных и исторических решений.
Ну нету у них ещё этого опыта!
Всей-то истории- лет триста. И лет пятьдесят, как их стали замечать в Старом Свете.
И почти весь американский народ, это по сути, несколько поколений потомков искателей приключений и авантюристов.
Т.е., генетически это люди динамичные, активные, но вовсе не обязательно- рассудительные, способные к объективному философствованию.
И весь остальной мир не может решить, то ли плакать, то ли смеяться над «общенациональными американскими » проблемами.
А они всего лишь, как дети склонные к абсолютизму: это белое, а это чёрное; это хорошо - это плохо; этого любить, а этого –убить.
И всё.
У самого ярого защитника природы хватит ума не обвинять зайчиху, или волчицу, или львицу в насилии над своими детёнышами, когда она подзатыльником останавливает опасно расшалившегося потомка.
А специалисты – педагоги (типа- док. Спок), советуют нам прочитать курс механики и объяснить пагубность последствий двухлетнему человеку, настойчиво пытающемуся засунуть пальчик в электрогмясорубку.
Вот своим пусть и объясняют!
Если успеют.
Мы живём в опасном мире.
И с каждым днём он становится всё опасней.
К сожалению, всё человечество, и каждый человек в отдельности, познаёт этот мир учась на своих ошибках.
Со временем все узнают, что электрический ток больно бьёт.
Но узнать это наверняка можно только двумя способами; или засунув гвоздь в розетку,.. или получив по рукам от мамы.
Я выбираю второй способ.
Здесь наступило время объяснить, что подвигло меня на всю эту писанину...
Не так давно, вероятно под давлением «возмущённой общественности», БАГАЦ принял решение, что подобные действия, уважаемые папы и мамы, классифицируются как насилие и жестокость по отношению к детям.
Со всеми вытекающими последствиями.
Как-то: заключение в каталажку, лишение родительских прав и т.д., и т.п.
А, если какая-нибудь общественно озабоченная, или просто сволочная соседка, успеет донести на вас в полицию, то всю прелесть совершённого проступка вы успеете оценить в тот же день.
Впрочем, по дополнительному постановлению, если она видела ваш шлепок , или слышала что-то через стенку но не донесла, то посадят ещё и её.
И вот, в противовес этому бреду, член КНЕССЕТАа, рав Равиц предложил на рассмотрение закон имеющий целью приуменьшить последствие этого прогрессирующего идиотизма, и допускающий (!!!) лёгкие физические наказания в виде похлопывания по попке и т.д., В воспитательных целях.
Чувствуете, куда мы сами себя загнали в стремлении всё регламентировать и доказывать себе и всему миру чистоту наших помыслов?
12.03.2000, на утреннем «разборе полётов» по второму каналу TV , рав отражал вопросы ведущего.
И должен заметить, что при всём моём сложном отношении к бородатым дядям в черных лапсердаках, я получил удовольствие, слушая человека, который хоть знает о чём говорит...
Несколько цитат в свободном переводе:
Ведущий: - Так что уважаемый, вы хотите сказать, что наш знаменитейший специалист по детским проблемам, г. Н. не прав по вопросу наказания?
Рав: -У меня выросло 12 детей и 48 внуков. И, говорят, все они стали порядочными людьми.
Поэтому , мне кажется, я вправе назваться не меньшим специалистом по детскому воспитанию.
В.: -И кто же, в таком случае, будет определять допустимую меру наказания?
Р.: -А тот же, кто делал это последние пять-десять тысяч лет, до рождения знаменитого специалиста - РОДИТЕЛИ.
И им прекрасно известна мера допустимого и достаточного. А вот если эта мера превысит простой здравый смысл, то тогда и должно вступить государство....
От себя добавлю, что по мне, эта мера может доходить и до высшей, если такой приговор вынесет мать рождённому ею чудовищу, смертельно опасному для самой жизни....
Но тут место для второго отступления.
Лирическое отступление 2:
Уж как нам повезло,что живем в эру сплошных дипломированных специалистов, уж как повезло!
Теперь не надо рассуждать, ведь в любом вопросе можно прикрыться подтверждённым документально с печатью, мнением самого специализированного специалиста, например, по спуску сливных бачков...
Система работает без сбоев.
Я специалист –ты дурак, ты специалист –я дурак!
И не вякай.
Как специалист, имею право утверждать, что для достижения наибольшего успеха, ковырять в носу следует мизинцем левой руки, строго по часовой стрелке...
Эпоха сплошного специалистического сумасшествия.
Иногда правда, бывают проколы.
Например, один дипломированный специалист сказал, что у пациента аппендицит, другой настаивал на язве желудка, а больной помер от запора....
Но такое бывает только в простых случаях.
Когда можно открыть и посмотреть. В сложных вопросах, которые нельзя сразу прощупать, снявши штаны, заключение специалиста непререкаемо и окончательно, как слово Божие!
Лет через сто разберёмся и изменим мнение...
Сколько окончательных и бесповоротных заключений всевозможных специалистов изменилось, распалось в прах, поменялось на противоположное только на моей памяти.
За каких-то 30-40 лет.
Страны менялись!
А сколько специалистов убеждало в верности и незыблемости пути!
Ребята, я сам очень дипломированный специалист кое в чём. И авторитетно утверждаю, что в любой наипростейшей проблеме в моей специализации, может быть до десятков причин приведших к кризису.
И десятков путей его предотвращения.
Нет абсолютных решений!
Любым специалистом движет, в первую очередь, конъюктурный интерес общественного признания его профпригодности.
Поэтому, нельзя принимать решение лишь по заключению специалиста.
Здравый смысл + мнение специалиста + опыт, опыт, опыт...
Уверен,что у каждого в жизни достаточно примеров того, как у самых крутых специалистов по вопросам воспитания? или детей не было вовсе, или, что много хуже, вырастали детишки его законченными подлецами и моральными уродами.
А в простых семьях, с мозгами не поведенными заумной философией, вырастали нормальные добрые дети, и растили своих детей...
Тысячелетия существует институт аристократии.
И достиг своей вершины к середине позапрошлого, 19 –го века и в Европе и в Азии.
Путём естественного отбора .
Благородные, ноблес, аристократы...
Их лучшие представители не задумываясь готовы были отдать жизнь, но не поступиться честью.
Даже плебс взбаламученный ими же выпестованными революциями, давя благородных в бессилии быть такими же, поражался стойкости и чистоте их принципов.
У меня нет никаких оснований считать, что аристократы любили своих чад меньше других.
А возможностей для материального выражения любви у них, как правило, хватало.
Но всё же, вероятно эволюция благородства, потребовала жёсткости, на мой взгляд даже жестокости, в воспитании детей.
Все самые дорогие и престижные учебные заведения Азии и Европы, особенно Англии, применяли физические наказания, доходящие порой до садизма.
Считалось, что человек облечённый властью и способный принести страдания другому, должен и сам испытать меру этих страданий.
Но,оставим аристократов...
Еврейская традиция имеет и больше тысячелетий, и больше опыта в воспитании в детях уважения, сочувствия, доброты к старым и слабым.
Что являлось темой для подражания у окружающих народов.
И принималось ими.
У моей бабушки было восемь детей и внуков немало. А учила она всех, как учила её её бабушка, и далее, до начала времён.
Самым понятным и безопасным способом:
-бьют по заднице – а входит в голову...
И все выросли.
И не стали моральными уродам.
И поминают её с большим уважением и благодарностью.
А 50 лет истории нового Израиля, в соответствии с инструкциями профессиональных педагогов, создали несколько поколений «новых» евреев, в рекордный срок убедивших весь остальной мир, что нашей национальной чертой является беспредельное хамство и жлобство.
У меня, говорят, хорошие дети (ть-фу, ть-фу).
Младшему семь, и годы уже я не наказывал его и пальцем – теперь хватает слова.
Но их всего двое.
И даже с «высоты» этого мизерного опыта я вижу, насколько они по- разному воспринимают и оценивают одни и те же вещи.
Даже в таком простом , как «вкусно\не вкусно», у них разные мнения.
Это родные братья!
О какой же стандартизации и унификации типа «правильно-неправильно» в вопросах воспитания можно говорить?
А по сему, вспомнив пионерскую присягу, я, перед лицом своих товарищей обещаю и торжественно клянусь...,
что если кто ни будь из моих детей совершит подлость или поступок угрожающий жизни и здоровью, он будет порот в соответствии с мерой проступка, которую я сам и определю.
Даже если это будет стоить мне свободы и всего остального.
Потому, что за своих детей перед человечеством отвечаю я и только я, а не государство.
В лице школы, социальной службы, или полиции.
20.07.2000